Доступно об EDI

На что похож день менеждера по заказам, как со стороны покупателя, так и со стороны продавца? Череда звонков, факсов, e-mail'ов, которые надо принять, записать, обработать, утрясти двусмыслености, сопоставить со своей базой данных, а потом надо утряти все неточности, которые возникли по вчерашним и позавчерашним заказам и так каждый день. В буквальном смыле все трудности такой работы в точности описаны в стихотворении Корнея Чуковского "У меня зазвонил телефон". Только сейчас это надо умножать на бешеный ритм современного мира.

Но во времена Корнея Ивановича, технология дала человеству средство связи и быстрой коммуникации в виде телефона, не решив вопроса обработки большого объема информации, свалившегося на человека, которому этот телефон провели. К счастью в наши дни технологии позволяют и эту работу отдать электронике, оставив человеку делать то, что отличает его компьютера и животного - осмысливать ситуацию и принимать решения, а не выполнять рутинные операции и допускать ошибки по причине "человеческого фактора".

Технология EDI (Electronic Data Interchange) - это технология электронного обмена данными. Чаще всего в контексте EDI под данными понимаются первичные коммерческие документы, такие как Заказы, Накладные, Счета-фактуры, Акты приемки товара и т.п.

"Но ведь заказ, приходящий в виде электронной таблицы по электронной почте - это и есть электронный обмен данными" - скажете Вы и будете совершенно правы. Это действительно электронный обмен данными, но это не технология электронного обмена данными. Для технологичности процесса нужно следовать определенным правилам. И такие правила в технологии EDI есть:

  1. Единство форматов данных. Чтоб документ был однозначно понят и покупателем и продавцом он должен быть унифицирован. И такие форматы разработаны для более чем 50-ти типов документов. В России это разработанные организцией ECR-Rus сообщения на основе международного стандарта ООН ЭДИФАКТ UN/EDIFACT D.01B и действующего руководства по электронному обмену данными международной ассоциации EAN.UCC (GS1) – EANCOM 2002 S3 (версии 3).
  2. Глобальная идентификация продавцов и покупателей (т.е. всех участников рынка). Присвоением номеров (они называются GLN, Global Location Number) всем участникам рынка и их подразделениям занимается международная организация GS1.
  3. Глобальная идентификация продаваемых (и покупаемых) товаров. Эти номера называются GTIN (Global Trade Item Number) и их присваивает также организация GS1. Посмотрите на практически любой товар, который Вы на днях купили в супермакете - на нем скорее всего есть 13-значный штрих-код. Это и есть GTIN.
  4. Единство протоколов передачи данных. Раньше это требование было очень важным. Теперь, когда повсеместно появился Интернет и разработано множество протоколов как транспортного, так и прикладного уровня, это правило носит скорее рекомендательный характер и любой EDI-провайдер поддерживает несколько протоколов. Как правило это FTP, AS2 или SOAP поверх HTTP(S).

Именно эта технологичность и позволяет наладить обмен прктически любого с любым. "Но зачем же тогда нужны EDI-провайдеры?" - спросите Вы. И здесь ответ неоднозначен и зависит от того, какую цель Вы преследуете:

  1. Организация процесса, быстрое подключение клиента за счет отработанных связей с другими клиентами. Представьте поставщика, которому требуется подключиться к трем покупателям - без провайдера надо с каждым наладить транспортный канал передачи данных, настроить обработку документов и провести тестирование. При наличии EDI-провайдера поставщику достаточно подключиться только к провайдеру. Все остальные настройки и проверки провайдер сделает сам.
  2. Вам надоели конфликты с вашим контрагентом. Он все время говорит что Вы не исполяете его заявок, хотя Вы их и не получали? Он угрожает штрафами и разрывом договорных отношений? EDI провайдер всегда может точно сказать - была ли указанная заявка передана через его систему или нет.
  3. У Вас нет достаточного количества компетентных в этой области специалистов? У EDI провайдера есть спецально обученные люди, которые ориентируются в форматах данных и в учетных системах клиентов как у себя в квартире и решают технические вопросы в своей области быстрее, чем это сделает любой "программист широкого профиля" из штата сотрудников организации или обслуживающего организацию ИТ-аутсорсера.
  4. У Вас нет дата-центра, способного принимать и отправлять документы в режиме 24/7? А так не хочется потерять заказ от того, что уборщица опять выдернула сетевой провод из Вашего сервера во время влажной уборки. Сервер провайдера гарантированно получит и сохранит документ для Вас, а уж с сервера провайдера Вы сможете получить его когда Вам будет удобно.

Есть и другие причины, так как жизнь очень разнообразна и порой ставит такие нестандартные задачи...

Итак, если у Вас множество контрагентов и Вам надоело согласовывать рутинные торговые операции по телефону/факсу/почте или Ваш контрагент призывает Вас перейти на EDI, теперь Вы знаете кто Вам поможет. Обращайтесь, пока по телефону/факсу/почте, раз EDI у Вас еще не подключен.

ООО "Деловая культура" 2011-2019